В России план маркетинга чаще разрабатывается предприятиями, начинающими свой бизнес.
Основными причинами необходимости составления бизнес-плана в российском предпринимательстве являются:
- желание получить надежные инвестиции, в том числе иностранные;
- стремление начать бизнес с большим объёмом ресурсов, для чего необходимо привлечение капитала партнёров;
- отсутствие необходимого опыта работы в рыночных условиях и попытка его компенсировать за счет совместных согласований будущих действий партнёров по бизнесу;
- привлечение внимания региональных властей к бизнесу территории и попытка получения субсидий и льгот для его основания;
- подготовка к конкурентной борьбе на рынке и доказательство готовности к ней;
- необходимость выявления реального круга проблем, мешающих развитию бизнеса.
Для российской экономики план маркетинга является относительно новым явлением, возникновение которого относится к середине 90-х гг. XX в. До этого традиционному в отечественной практике обоснованию экономической эффективности будущих действий придавалось значительно меньше внимания. Но возросшая цена управленческого решения потребовала нового, рыночного подхода. План маркетинга в отличие от технико-экономического обоснования более детально исследует все аспекты будущих действий, начиная с анализа причин появления проблем и до обоснования финансовых источников обеспечения их преодоления.
Российская практика маркетингового планирования активно развивается. План маркетинга стал рабочим инструментом в планировании развития предпринимательства. Для бизнес-планов фирм последних лет характерно более сложное и детальное обоснование маркетинговых и финансово-экономических параметров.
Чтобы решать задачи предпринимательской деятельности, любому бизнесмену необходимы финансовые ресурсы.
Главная задача заключается в том, что финансовые ресурсы активизируют и приводят в действие факторы производственно-хозяйственной деятельности: производственные фонды (оборудование); материальные ресурсы; трудовые ресурсы; прочие материальные и нематериальные активы (например, плата за лицензию и т.п.).
Получение финансовых ресурсов может быть осуществлено за счёт 4-х базовых источников:
1.прибыли предприятия или предпринимателя, которая была получена в результате производственной деятельности (для вновь созданного предприятия этот источник практически отсутствует);
2.собственные средства предприятия или предпринимателя (для малого предприятия этот источник, как правило, недостаточен);
3.реализация излишнего имущества или материальных ресурсов, а также продажа различных нематериальных активов в виде прав, технологий, интеллектуальных разработок и т.п.
4.привлечение заёмных средств у различных финансово-кредитных организаций — банков, инвестиционных компаний, лизинговых компаний.
В этом случае лизингополучатель (предприниматель) получает не финансовые ресурсы, а уже оборудование для использования его непосредственно в своей деятельности.
Лизинговая компания, или лизингодатель — юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность, то есть передачу в лизинг по" договору специально приобретенное для этого имущество или оборудование
Решение о получении оборудования на основе финансового лизинга принимается лизингодателем на основе представленного лизингополучателем-предпринимателем разработанного плана маркетинга.
План маркетинга — это подробный, чётко структурированный документ, описывающий цели и задачи, которые необходимо решить лизингополучателю (предпринимателю) с использованием оборудования, получаемого по схеме финансового лизинга.
Кроме того, бизнес-план раскрывает и описывает способы достижения поставленных целей и финансово-экономические показатели предприятия или проекта в результате его реализации.
План маркетинга:
· дает возможность определить жизнеспособность проекта лизингополучателя;
· служит инструментом получения ресурсов (в виде оборудования) от лизингодателя.
Состав плана маркетинга и степень его детализации зависит от ресурсов и содержания будущего проекта и сферы деятельности лизингополучателя (предпринимателя).
Как правило, требования к бизнес-плану инвестиционного проекта на основе финансового лизинга формирует лизинговая компания или лизингодатель.
План маркетинга лизингополучателя должен учитывать:
- тип лизинговой операции (оперативный лизинг, финансовый лизинг с выкупом, вторичный, возвратный, международный лизинг);
- объект лизинга (движимое или недвижимое имущество).
С учетом действующего правового поля российского законодательства в настоящем учебном цикле речь будет идти только о:
- финансовом лизинге;
- движимом имуществе.
План маркетинга лизингового проекта имеет ряд специфических параметров, влияющих на расчёты:
- на чьём балансе находится оборудование по лизингу;
- налоговое окружение;
- коэффициент ускоренной амортизации;
- размер комиссионного вознаграждения лизинговой компании (%, база начисления комиссионного вознаграждения, динамика его изменения по периодам плана маркетинга);
- графика лизинговых платежей;
- дополнительные услуги лизинговой компании.
- Основные задачи, цели, идеи плана маркетинга
- Принципы разработки плана маркетинга:
- Информация для разработки плана маркетинга
- Структура плана маркетинга
- Вводная часть (резюме)
- Сведения о предприятии (потенциальном лизингополучателе)
- Описание плана маркетинга проекта
- Анализ рисков, затрат, доходности плана маркетинга. Структура затрат
- Анализ рисков проекта
- Планирование (прогноз), финансовый план
- Заключение
- Плана маркетинга машин и оборудования